В славянском фольклоре Ба́ба-Яга́ обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдова́ть, летать в сту́пе, живёт в лесу, в избу́шке на ку́рьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Учёные-фольклористы выделяют три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки становится сильнее и умнее.
Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициа́ции*. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
Скачать текст можно здесь: Баба-Яга
*Почитать об обряде инициации в русской Википедии: Инициация
Комментариев нет:
Отправить комментарий