Русская литература
(1 семестр)
Тема: История русской литературы
Цель и задачи:
1. Получить представление об основных этапах истории русской литературы от древности (фольклор) до современности, основных течениях и направлениях русской литературы.
2. Познакомиться с основными фигурами в русской литературе, дать общее представление об их жизни и творчестве.
3. Познакомиться с основными понятиями теории литературы, которые будут использоваться на занятиях (художественный образ; трагическое, героическое, комическое; содержание и форма литературного произведения; тема, идея, проблема, авторская позиция; сатира, юмор, ирония; персонаж, характер, лирический герой; повествователь, образ автора; конфликт и сюжет, композиция, система персонажей; художественная деталь; портрет, пейзаж, интерьер; эпитет, сравнение, метафора, антитеза, гипербола и гротеск; символ и аллегория; роды литературных произведений – эпос, драма, лирика – и их основные жанры; классицизм, романтизм, реализм, модернизм).
План работы:
1. Введение. Основные этапы истории русской литературы.
2–4. Фольклор. Фольклорные жанры. Основные персонажи произведений русского фольклора.
5. Древнерусская литература. Литература и церковь. Основные жанры древнерусской литературы. Знакомство с жизнью и творчеством некоторых авторов.
6–7. Литература XVIII века. Основные направления и жанры. Просветительство и классицизм. Сентиментализм. Знакомство с жизнью и творчеством М. Ломоносова, Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина, И. Крылова.
8–11. Русская литература XIX века. Основные направления и жанры. Романтизм. Реализм. Знакомство с жизнью и творчеством В. Жуковского, А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Чернышевского, Л. Толстого, А. Чехова.
12–13. Серебряный век русской литературы. Основные направления. Знакомство с жизнью и творчеством А. Белого, А. Блока, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, В. Маяковского, А Куприна, И. Бунина, М. Горького, М. Булгакова.
14. XX век русской литературы.
15. Заключительное обобщающее занятие.
Учебники: Адаптированные материалы учебников по русской литературе.
Рекомендуемая литература: На занятиях предполагается комментированное чтение некоторых произведений (1–2 басни Крылова, 3–5 стихотворений поэтов XIX–XX веков, по 1 рассказу Чехова и Горького) по выбору учащихся. Просмотр мультипликационных и кинофильмов, снятых по произведениям русской литературы и фольклора (мульфильмы «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Летучий корабль», кинофильмы «Барышня-крестьянка», «Преступление и наказание», «Обломов» «Война и мир»).