среда, 27 апреля 2011 г.

Стихи VS. проза. Стихотворные размеры

Чем отличается стихотворная речь от прозы?
Известный российский литературовед Б.В. Томашевский считал, что:
1. стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь
2. стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает

Основа ритмичности русского стиха – более или менее урегулированное чередование качественно неравноправных ударных и безударных слогов, при этом главенствующее значение принадлежит ударным.
В русской классической поэзии преобладал силла́бо-тони́ческий способ стихосложения (его ввели поэты XVIII века Тредиаковский и Ломоносов). Силлабо-тоническое стихосложение – это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, одинаковом для всех строк стихотворения.
До XVIII века русские поэты в основном писали силлаби́ческим стихом (от древнегреческого слова, которое обозначает «слог»). Важно было, чтобы в стихах было одинаковое количество слогов, а количество ударных слогов было не важно.
В начале ХХ века стал более популярным тони́ческий способ стихосложения, в котором важную роль играет ударение, а не количество слогов.

Стопа́ (или метр) – это последовательность нескольких безударных и одного ударного слога.

Стихотворные метры бывают двухсложные и трёхсложные.
Двухсложные – это хоре́й и ямб.
Трёхсложные – это да́ктиль, амфибра́хий и ана́пест.

Хоре́й:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́.
                            (А.С. Пушкин)

Ямб:
На хо́лмах Гру́зии лежи́т ночна́я мгла́;
Шуми́т Ара́гва предо мно́ю.
                                          (А.С. Пушкин)

Да́ктиль:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!
                                          (М.Ю. Лермонтов)

Амфибра́хий:
На се́вере ди́ком стои́т одино́ко
На го́лой верши́не сосна́
(М.Ю. Лермонтов)

Ана́пест:
До рассве́та подня́вшись, коня́ оседла́л
Знамени́тый Смальго́льмский баро́н.
                                          (В.А. Жуковский)

Основная единица стихотворной речи – стих, то есть стихотворная строка.

Кроме ритмической организации для русского стихосложения важны звуковые повторы, такие как ри́фма, аллитера́ция и ассона́нс.
Ри́фма – важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха. «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (В. Маяковский). Рифма объединяет стихи в одно целое, в строфу. Строфа́ – это следующая, бо́льшая структурная единица стихотворения, это несколько стихов, объединенных посредством рифмовки.
Рифма – историческое явление. В разные эпохи поэты предпочитали разные виды рифм, менялось произношение слов. Поэтому теперь, когда мы читаем старые стихи, мы должны произносить слова не так, как они произносятся в современном русском языке, а так, как их произносил поэт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий